Правительство РФ недавно приняло постановление, в соответствии с которым в России отменяется штамп в паспорте о браке и детях, который ранее был обязательным. Документ уже подписал глава российского правительства Михаил Мишустин. О нюансах новой инициативы российских властей рассказали российские юристы.
Опрошенные эксперты однозначно сошлись на том, что подобная мера способна спровоцировать серьезные проблемы. В первую очередь, это касается сделок с недвижимым имуществом, заключаемых супругами, в паспортах которых не зафиксированы их отношения.
Так, в Семейном кодексе РФ (ст. 35) четко указана возможность оспаривания в судебном порядке одним из супругов сделки о продаже недвижимого имущества, если последняя совершена другим супругом без его согласия. В принципе, при подобном сценарии штамп о браке может обеспечить покупателю защиту.
По мнению Дмитрия Шагина, являющегося адвокатом Межрегиональной коллегии Москвы, наличие штампа о браке или его расторжении указывает на то, что операции с недвижимым имуществом должны совершаться при условии согласия супруга. Исключение составляют случаи, когда супруги заключают отдельный брачный договор или имеются сведения о том, что продавец до вступления в брак являлся собственником данной недвижимости.
При этом на сегодняшний день оптимальным образом не работает механизм межведомственного оперативного обмена данными относительно браков и разводов граждан РФ. Кроме того, на данный момент не отличается полнотой и единый государственный реестр службы ЗАГС, где такие данные должны храниться. Ситуацию это, мягко говоря, не улучшает, говорит Залимхан Магомедов, представляющий компанию «Европейский дом права».
Эксперт утверждает, что нотариусы об этом осведомлены: в случае отсутствия документа, в котором имеется согласие супругов на заключение сделки, нотариусы на всякий случай страхуются и пишут «семейное положение установлено со слов». Таким образом, по словам Магомедова, покупатель принимает на себя все возможные риски.
Инициатива правительства может создать проблемы не только для покупателей недвижимости, но и для риэлторов, так как гораздо усложнится процедура проверки сведений относительно законности продажи имущества.
По мнению риэлтора Галины Смирновой, после нововведения остается лишь один путь снижения рисков – использование полуофициальных методов сбора соответствующих сведений.
Один комментарий