В первичке всё очень и очень сложно. С одной стороны есть общая тенденция. В рамках неё есть тренд на понижение. С другой стороны есть определенная монополизация отрасли, условный «картельный» сговор, помощь государства через сильное лобби. Т.е. абсолютно не рыночная ситуация.
Плюс к этому громадная неоднородность рынка. Есть проекты хорошие, плохие, ужасные. Есть то, что вводится в строй, то, что уже введено, то, что только начинает строиться. И это мы ещё не говорим про региональные особенности. А ведь в конкретном городе может быть вообще громадный дефицит новостроек.
Поэтому, как мне кажется, первое что будут делать застройщики — это всеми силами забирать ипотечников со вторички за счёт дешёвой ипотеки. Кстати, поднятие ставок по ипотеке — как раз в пользу этого.
Второе — это поднятие цен.
Объясню этот момент. Кто такой покупатель новостройки? Это человек, который готов ждать свою квартиру какое-то время, причём длительное. Представьте теперь, что такой человек видит снижение цен у застройщика. Что он будет делать? Правильно – ждать!
Т.е. как только застройщики начинают снижать цену – они тут же валят себе спрос, который и так не самый хороший.
И вот у вас задача: с одной стороны низкий спрос, с другой нельзя снижать цену.
А, значит, что логично сделать? Поднять цену, а затем объявить акцию, распродажу, скидку на отдельные квартиры и т.п. Тем более, что повод скоро будет для этого хороший повод в виде Нового года.
В итоге цена может быть даже ниже, чем была до повышения. Но это ведь за счёт акции. А значит, новостной фон будет не цены падают, а цены растут.
Ну, и третье – это не поднимать цену
Некоторые застройщики не рискнут идти по второму пути, но пойдут по третьему – это не поднимать цену на квартиры при повышении стадии строительства.
Мы ведь понимаем, что чем выше стадия строительства, чем ближе готовность дома, тем дороже должна стоить квартира.
Поэтому, если цена не поднимается – это по факту снижение цены.
Резюмируя.
С большой долей вероятности мы не увидим падение цен на новостройки в объявлениях. Будут применяться описанные мною, а так же другие, придуманные застройщиками маркетинговые ходы.
Так же, думаю, что программа льготной ипотеки будет продлена. Если, конечно, не случится чудо в виде снижения ключевой ставки до 3-4 процентов до конца года.
В итоге, доход застройщика от конкретной продажи будет падать. Но в новостном фоне, скорее всего, будет превалировать что-то типа: «Спрос, конечно, не очень. Но в целом всё более-менее, повода для снижения цен нет, радуйтесь, что не растут». А может быть будут писать и о том, что цены выросли на 0,5%, на 1% и т.п.
0 комментариев