Государственные структуры (особенно налоговые инстанции), весьма неодобрительно относятся к гражданам, зарабатывающим на временной аренде жилых помещений, находящихся у них в собственности, и не отчисляющих процент по сделке. Приняты решения по прекращению анархии в вопросах арендования жилых помещений, приведения всего рынка временного съема квартир к единому знаменателю. С этой целью разработана и апробируется система учета, регистрации и контроля за арендодателями, введения единой тарифной сетки налоговых отчислений.
Каждый крутится, как может
Государство неоднократно предпринимало действия по легализации рынка аренды жилья для увеличения взимаемых налоговых отчислений от собственников, а каждый собственник, зарабатывающий на временном съеме жилплощади, предпринимает различные ухищрения с целью сбережения не таких уж и больших средств. Сейчас большинство арендодателей перешли в ранг самозанятых, что дает существенное снижение налоговой ставки с 13 % (как у физических лиц), до 4 %. Еще один весьма полезный плюс в этом варианте — значительное упрощение при оформлении необходимой документации.
Еще один вариант решения проблемы — покупка патента арендодателя в качестве индивидуального предпринимателя, с уплатой налоговой ставки в 6%. Наибольшие финансовые выгоды в этом варианте приобретают владельцы дорогого и престижного жилья. Собственники, являющиеся физическими лицами, практикующие сдачу квартир в наем лицам в статусе юридических, заранее учитывают оплату ставки налоговых отчислений, закладывая эти 13% в аренду.
Большинство же собственников по-прежнему не спешит официально оформлять свои сделки по найму, прячась за отсутствие физических и технических возможностей государственных органов по отслеживанию подобной практики.
Законопроект: суть новшеств
Прорабатываемый, в настоящее время, законопроект направлен на кардинальное изменение сложившейся ситуации. Минстрой России, основной разработчик законопроекта, обязан по истечению года представить проект в Госдуму. Основу нового закона составит объединенная база данных, включающая в себя учет всех договоров по найму и разработка сервис-услуг для арендодателей. Разрабатываемая платформа будет широко интегрирована с базами данных ФНС (Федеральной налоговой службы), что значительно упростит систему взаимозачетов, процесс уплаты и налоговых начислений станет прозрачнее.
Собственникам сдаваемой жилплощади будет вменено в обязанность внесение количественных данных о сдаваемых площадях (метраж, количество комнат и т.д.). Данные будут сведены в единый реестр наймодателей. Уклоняющиеся от предоставления информации, а следовательно, и от уплаты налоговых отчислений, ждут достаточно жесткие административные последствия в виде ощутимых штрафных санкций. Формат договора по найму жилья будет приведен к единому образцу, кроме того планируется создание структур (государственных или частных), контролирующих правомерность и соблюдение условий заключенных сделок найма.
Пока одни вопросы
Намерения госструктур ясны и прозрачны — обрести контроль за правовыми взаимоотношениями между арендаторами и арендодателями и их финансовыми взаимозачетами. Однако на текущий момент вопросов гораздо больше чем ответов. Каким образом будет осуществляться контроль собственников, сдающих жилплощадь? Кому, и каким образом будет разрешено публикация заявлений аренды на специализированных информационных сайтах?
Процитируем высказывания экспертов.
Бабичев Роман Николаевич, глава департамента аренды одной из крупнейших компаний на рынке недвижимости «Азбука жилья»: — «Каким образом власти будут добиваться внесения договоров в формируемую систему, откуда будет проходить информация по завершенной сделке. И главное — как будет происходить регулировка всего процесса узаконивания? Изменения на рынке аренды жилья конечно будут, но что-то конкретное можно будет сказать только со временем».
Мария Владимировна Жукова, управляющий директор сети МИЭЛЬ: — «Обрести понимание эффективности работы новой информационной платформы по найму жилых помещений возможно, только после четких разъяснений вопросов поступления обобщенной информации, общего контроля процесса, системы обложения нарушителей санкциями и штрафами».
В данный момент, творцы нового закона говорят о передаче информации арендодателями, о наличии жилья в собственности, на добровольных основах. Все же прочие будут устанавливаться путем анализа баз данных Росреестра о собственниках нескольких квартир, каким образом, и кем эти квартиры эксплуатируются. Будут подключены к процессу поиска и базы данных миграционных служб (где регистрируются мигранты, хозяева, разрешающие временные прописки и т.д.). Неплохую помощь окажут, через службы участковых инспекторов, бдительные граждане-соседи, да и сами арендаторы, скорее всего, внесут посильную лепту в пополнении баз данных сдаваемого жилья, исходя из резона оказания давления на «хозяев» квартир, или недовольные условиями проживания.
Основной же упор в розыске «уклонистов» от налогового бремени будет сделан на глобальный мониторинг интернет-ресурсов и печатных изданий, задействованных при найме жилья (адреса квартир и комнат). Нет четкой определенности по ведомствам, которым будут делегированы обязанности по установлению и наложению санкций на нарушителей. Хотя этот вопрос вполне решаем, в желающих «хватать и непущать» недостатка никогда не было. Бабичев Р.Н высказывает предположение, что, возможно будет прекращена практика перевода арендодателей в ранг самозанятых, соответственно налог вернут к 13%. Сильное сомнение вызывает и скорое создание структур по улаживанию конфликтов между арендодателями и арендаторами.
Съем квартир станет дороже?
В вопросе изменения ставок аренды мнения экспертов разнятся. Одни уверены, среди них владелец «Квартирного бюро» А. Харыбин, что больших изменений удастся избежать, так как рынок жилья регулируется не законодательством, а спросом на услуги. Другие, а именно Роман Бабичев и Мария Жукова, уверены, что повышение цен на аренду неизбежно, хотя бы сумму налоговых отчислений. По их же мнению влияние на ценообразование окажет и общее повышение стоимости жилья.
Так или иначе, закон будет принят до конца текущего года. Ожидаемый положительный эффект — уменьшение количество мошеннических сделок и недобросовестных контор. Правда механизм достижения этого эффекта остается непонятным.
Совершенно понятны попытки государства вывести из тени «уклонистов» по уплате налогов за аренду жилья. И создание некоей единой базы данных всех арендаторов и арендодателей, действительно могло бы помочь в этом, если только будет выполнено одно условие.
А именно, если эта цифровая платформа будет нести в себе какой-то смысл для обеих сторон, кроме штрафов, в случае не подачи в неё сведений.
Т.е. законодатели должны подумать о том, что арендатор и арендодатель должны ЗАХОТЕТЬ внести сведения, а не запугивать санкциями за невнесение. А это легко можно сделать наполнив эту платформу сервисами полезными для граждан сдающих или снимающих жилье.
Тем более, что подобного рода сервисы можно достаточно легко «придумать». Они лежат на поверхности.
Например, арендаторам важно, чтобы жилье сдавал тот человек, который имеет право это делать, а не какой-нибудь аферист.
А арендодателям важно, чтобы их интересы кем-то были защищены, если арендатор перестает платить. Например, сейчас выселение недобросовестного съемщика жилья может создать большую «головную боль» для собственника квартиры.
Если государство пойдет в этом вопросе именно по этому пути, то я уверен, что такая платформа будет пользоваться спросом и люди буду сами хотеть вносить в нее информацию.
Если же речь будет идти только о «кнуте» без всяких «пряников», то, поверьте, люди найдут способ обойти любую систему. А государство, вместо адекватной траты ресурсов опять будет играть в игру «полицейские и воры», пытаясь поймать граждан уклоняющихся от уплаты налогов.